Как суверенное государство Республика Беларусь имеет свои государственные символы - Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании одним из основных направлений воспитания обучающихся является «идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности».
Воспитать гражданина – значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к выполнению функций хозяина и труженика, защитника Родины, к участию в сознательной и активной деятельности.
Государственная символика является частью истории и культуры страны. Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Маленький ребенок, еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.
Приобщение детей к Государственной символике Республики Беларусь – одна из важных задач. Патриотические чувства формируются с рождения ребёнка, в процессе всей его жизни. Это чувства любви к семье, к детскому саду, родному городу, родной природе, соотечественникам, осознание себя как гражданина своей страны, уважительно относящегося к символике – флагу, гимну, гербу. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы помочь детям в полной мере понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы, функции. С этой целью необходимо познакомить воспитанников с главными символами государства (гимн, флаг, герб), рассказать об истории их происхождения, о значении цветов флага и символов герба Республики Беларусь, о значении государственной символики. Главное – суметь вызвать у детей чувство гордости к своей стране, воспитать уважительное отношение к её символике, культуре, традициям, людям, желание делать всё для её могущества и процветания. Воспитание патриотизма и гражданственности детей и молодежи, сохранение преемственности поколений и укрепление социального единства общества невозможно без знания государственных символов, символики и их истории.
В дошкольном возрасте формируются следующие представления о государственной символике: понимание того, для чего стране нужен флаг, герб и гимн. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они выучат его уже в начальной школе. Старшие дошкольники довольно легко усваивают представления о том, что и почему изображено на гербе, что обозначают цвета флага Республики Беларусь.
Подбирая методы и приемы патриотического воспитания нужно учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточное сформированное историческое сознание.
Знакомство младших дошкольников с государственными символами осуществляется в процессе непосредственных наблюдений в повседневной жизни. В процессе наблюдений малыши постепенно запоминают цвета и расположение полос на государственном флаге.
Основная задача в работе с детьми и четвёртого, и пятого года жизни - целенаправленное знакомство с гербом и флагом Республики Беларусь. Основу символических значений цвета в геральдике составляют краски природы, что позволяет построить ознакомление детей среднего дошкольного возраста с государственными символами на основе образов природы, подвести ребят к пониманию того, что цвета герба и флага Беларуси отражают красоту природы нашей страны. Накоплению впечатлений, развитию эстетического восприятия окружающей природы способствуют занятия по изобразительной деятельности, на которых ребята создают образы солнца, золотых полей с вплетёнными в колосья васильками, синего неба, рек и озёр, зелёных лесов и др. Знакомя детей с гербом и флагом нашей страны, возможно без использования фольклора и народного искусства.
Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся историческим личностям, а также, к таким объектам материальной культуры, как марки, значки, монеты, флаги, гербы, имеющим знаково-символическое содержание. Также у ребят можно сформировать некоторые элементарные представления об истории флага Республики Беларусь, о происхождении гербов (страны, города), эмблем, знамён и флагов. Очень важно, чтобы ребята поняли, хотя бы на элементарном уровне, зачем нужна стране государственная символика. В старшем возрасте наряду с уточнением и закреплением знаний и представлений детей о государственной символике предполагается также их расширение и углубление. Так, дети знакомятся с гимном, узнают, что гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события, когда звучит гимн, нужно встать, а мужчинам и мальчикам снять головные уборы.
Необходимым условием патриотического воспитания является участие родителей и членов семей воспитанников в данном вопросе. Они тоже должны быть заинтересованы, увлечены изучением истории белорусской символики. И дети, и их родители должны знать, что государственные символы объединяют всех людей, живущих в стране. Кроме того, и для детей, и для их родителей важно знакомиться с историей и культурой страны, в которой они сейчас живут.
Примерные вопросы для беседы с детьми о государственных символах:
- У каждой страны есть свои государственные символы, назовите их. (это герб, флаг, гимн Республики Беларусь ( показать иллюстрации с гербом и флагом);
- Назови цвета флага нашей страны (На флаге Беларуси 3 цвета- красный, зелёный, белый);
- Что означают цвета флага Республики Беларусь? (Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси). Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа);
- Где можно размещать флаг Республики Беларусь? (Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, государственных учреждения, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. Государственный флаг Республики Беларусь может использоваться во время государственных праздников и праздничных дней, а также при торжественных мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования для взрослых, и в другие памятные даты, в том числе и без использования древка (флагштока), при обеспечении необходимого уважения к Государственному флагу Республики Беларусь);
- Где может исполнятся гимн Республики Беларусь? (Государственный гимнимеет своих авторов - музыку к нему написал белорусский композитор Н.Ф.Соколовский, а слова - белорусские поэты М.Н.Климкович и В.И.Каризно. При открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь; во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями; гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.);
При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).
После беседы следует включить гимн для прослушивания. Слова гимна заучить наизусть можно в нерегламентированной деятельности.
- Что изображено на гербе Республики Беларусь? (восходящее над Землёй солнце, в лучах которого образ нашей страны в обрамлении венка из колосьев с вплетёнными цветами клевера и льна);
О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства..
- Что означает это изображение?
—Контур Беларуси – золотой – в лучах восходящего солнца – это наша земля.
—Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб.
—Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров
—Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями
—Красная звезда – символ человечности, знак мужества.
- Где можно увидеть изображение герба Республики Беларусь? (Его изображение помещается на печатях, на документах, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство, на монетах);
- Зачем нужно изображение флага на автомобилях и самолетах? (чтобы можно было отличить их от автомобилей и самолетов других стран)
- Зачем стране нужны герб и флаг? (Объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).
В старшей группе необходимо организовать проведение занятий по теме «Наш флаг. Наш герб. Наш гимн» и праздников в канун Дня Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь.
Знакомство детей с символикой Беларуси проходит не только в специально организованной деятельности, но и в нерегламентированной деятельности. Можно провести с детьми: аппликацию, лепку, рисование или раскрашивание. Также можно провести в индивидуальной форме дидактические игры такие как: «Карта Беларуси» «Узнай по описанию», «Моя Беларусь», «Мое имя», «Исторические достопримечательности моей страны» и другие.
В нерегламентированной деятельности можно организовать сюжетно-ролевые игры “Мы по улице идем”, “Принимаем гостей”, “Магазин сувениров”, др.
Следует прочитать детям художественные произведения в соответствии с учебной программой дошкольного образования.