«Если хочешь быть богатым,
нужно быть финансово грамотным»
Роберт Кийосаки
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно–денежным отношениям. Ребенок – дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых центрах, магазинах, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, продукты, товары, цены, дорого, дешево, экономить и т.д. Поэтому проблема экономической грамотности детей становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово – грамотного человека. Так же следует понимать, что формируется не экономическая грамотность, а экономическая культура ребенка, т.е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.
Формирование экономической культуры официально признано одной из важнейших задач образовательной деятельности. Экономическая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а так же заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Экономическая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие налогоплательщики, вкладчики и заемщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование экономической культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Надо закладывать основы экономической культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребенка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям, понимание о взаимосвязи денег как предмета материального мира с нормами морали, этически – культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
Но прежде чем формировать основы экономической грамотности надо поставить перед собой и детьми цель и задачи. Цель: формирование экономической культуры и азов экономической грамотности у детей старших возрастных групп детского сада. Чтобы добиться поставленной цели надо решить ряд задач:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
-раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (как результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами,
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогащать словарный запас и познакомить с понятиями – трудиться, работать, зарабатывать, деньги, доходы, покупать, тратить, расходовать, откладывать, копить, сберегать, одалживать, занимать, отдавать, возвращать, планировать, экономить.
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово – экономических отношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Воспитательные:
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- формировать у детей положительную мотивацию к формированию экономической культуры и овладению экономической грамотности;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования экономической культуры ребенка. Вся работа по формированию экономической культуры и овладению экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста строиться по направлениям развития или образовательным областям: «социально – коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие».
Так же нужно предусмотреть следующие формы и методы работы с детьми в направлении формирования экономической грамотности:
- игровые (игры, игровые упражнения, ситуативные игры, игровые приемы, интерактивные театральные мини - постановки);
- словесные (беседы, объяснения, рассуждения, рассказы, чтение с обсуждением прочитанного, пояснения);
- наглядные (наблюдения, экскурсии, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, картин и иллюстраций);
- практические (исследования, экспериментирование, опыты, моделирование).
Но базовой формой и методом является игра. Ребенок осваивает и познает мир через игру, поэтому обучение, осуществляется с помощью игры. В целях достижения оптимального результата рекомендуется использовать различные игры: театрализованные, режиссерские, сюжетно – ролевые, интеллектуальные, семейные, дидактические. В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослыми, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь. Знания и навыки, приобретенные в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.
Для формирования финансовой культуры и овладения финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста можно предложить изучение таких тем:
1. Без труда нет жизни на земле:
Труд – основа жизни,
Работать и зарабатывать,
Все работы хороши - выбирай на вкус,
Трудолюбие и лень,
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны:
Как придумали деньги,
Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся,
Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка,
Где живут деньги.
3. Покупаем, продаем, обмениваем:
Потребности и желания,
Где покупают и продают разные товары,
Стоимость и цена товара,
Выгодно – невыгодно,
Русская ярмарка.
4. Тратим разумно, сберегаем и экономим:
Тратим разумно, экономим,
Копим и сберегаем,
Мишкина копилка,
День рождения.
5. Учимся занимать и отдавать долги:
Занимаем и одалживаем,
Долги,
Заплатить долг скорее, жить будет веселее,
Долг платежом красен.
6. Учимся планировать:
Все по плану,
Ставим цели,
Сделал дело – гуляй смело,
Как помогает план человеку в жизни.
7. Богатство и бедность:
Хочу купить все,
Наше богатство,
Жадность и щедрость.
Для достижения единства целей и задач воспитания детей старшего дошкольного возраста надо предусмотреть взаимодействие детского сада и семьи. Нужно активно приобщать родителей к образовательной деятельности по формированию экономической грамотности детей через организацию различных форм взаимодействия:
- Единое образовательное пространство (родительский клуб, лекции, семинары, беседы, папки – передвижки, проекты, пособия для родителей, семейные конкурсы, встречи с интересными людьми, выставки, ярмарки);
- Широкое информационное поле (консультации, тематические памятки, альбомы, стенды, создание странички на сайте);
- Создание условий (помощь родителей в создании развивающей предметно – пространственной среды);
- Наблюдение и контроль (анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные беседы, родительская поста).
Прежде чем формировать основы финансовой грамотности необходимо понять, какие знания и умения на начальном этапе есть у детей старшего дошкольного возраста. Для этого надо провести оценку знаний основ экономической грамотности детей. В связи с этим разрабатывается для детей ряд заданий:
- Задание 1. Выбери, что тебе больше нравится. Цель: выявить интерес детей к экономике.
- Задание 2. Расскажи, что случилось? Цель: Определить интерес к экономическим знаниям, их осознанность; умение делать выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения.
- Задание 3. Продолжи предложение. Цель: проверить умение детей завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.
- Задание 4. Что необходимо человеку для жизни? Цель: определить уровень понимания понятия «потребности».
- Задание 5. Что означают цифры рядом с товаром? Цель: определить уровень элементарных знаний о товарно-денежных отношениях.
- Задание 6. Расскажи, откуда появился хлеб? Цель: выявить представления у детей о производстве товара.
- Задание 7. Расскажи, кто такой экономный? Цель: выявить уровень понимания понятия «экономия в быту».
- Задание 8. Расскажи, в какой семье расходов будет больше? Цель: выявить уровень понимания понятия «расходы».
- Задание 9. Дороже-дешевле. Цель: выявить уровень понимания понятий «дороже» и «дешевле».
- Задание 10. Польза труда. Цель: выявить уровень понимания связи труд – продукты труда.
И на заключительном этапе провести итоговый мониторинг знаний и умений детей для определения динамики развития и дальнейшего планирования работы с детьми в направлении формирования основ финансовой грамотности.
Ожидаемые результаты по формированию основ экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста»:
Личностные результаты:
Дошкольник сможет:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий;
- четко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).
Практические результаты:
- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережно относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребенку вещи (игрушки, канцтовары и пр.);
- заложить нравственно – эстетические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться), которые в будущем будут способствовать управлению личными финансами. Работая по данной теме, можно с уверенностью сказать, что тема актуальна, своевременна и, несомненно, интересна. Практическая апробация этой темы позволит сделать выводы о том, что заниматься экономической грамотностью детей в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может определить его будущее. Это позволит подготовить ребенка к реалиям современного рынка – товарно – денежных отношений, сформирует у него правильные ориентиры в экономических явлениях.