Организация и проведение прогулки

Прогулка - важный компонент в распорядке дня учреждения дошкольного образования.
Цели прогулки:
 укрепление здоровья;
 профилактика утомления;
 физическое и умственное развитие детей;
 восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки:
 оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
 способствовать повышению физического развития детей дошкольного возраста;
 оптимизировать двигательную активность детей;
 способствовать познавательному, эстетическому, социально-нравственному и личностному развитию детей.

Виды прогулок:
 на участке учреждения дошкольного образования;
 пешеходные прогулки за пределы участка (дети старшего дошкольного возраста на расстояние до двух километров).
Требования к содержанию прогулки на участке учреждения дошкольного образования:
 наблюдение;
 двигательная активность: подвижные и спортивные игры, физические упражнения;
 трудовая деятельность;
 индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;
 самостоятельная деятельность детей.
Последовательность структурных компонентов прогулки:
(может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия)
• если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения;
• если до прогулки было занятие по физической культуре или музыкальной деятельности, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры;
• каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей;
• содержание прогулок определяется учебной программой дошкольного образования с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.
Организация наблюдений:
Процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями. При планировании наблюдений воспитатель продумывает:
 оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей;
 приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);
 приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).
Организация двигательной деятельности:
В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать:
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
 в младшей группе – 6-10 мин,
 в средней группе – 10-15 мин,
 в старшей группе – 20-25 мин.
Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами соревнований.
К спортивным упражнениям относятся:
 катание на санках,
 на лыжах,
 катание на велосипедах, самокатах.
К спортивным играм относятся:
 городки,
 баскетбол,
 бадминтон,
 настольный теннис,
 футбол, хоккей
Самостоятельная двигательная активность:
 характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды;
 индивидуальные задания (в соответствие с календарным планированием);
 в зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались;
 организацию двигательной активности воспитатель продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия;
 не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений;
 особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры;
 игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
Организация индивидуальной работы:
в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по:
 познавательному
 социально-нравственному и личностному
 физическому
 эстетическому развитию детей.
С этой целью подготавливает все необходимые материалы и оборудование.
Трудовые поручения:
воспитатель привлекает детей:
 к сбору игрушек
 оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки
 уходу за растениями и т.д.
В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям.
Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей:
 обеспечить им полную безопасность
 научить использовать пособия в соответствии с их предназначением
 осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки.