Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада

                                                                        Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
                                                                           Бежит среди камней чиста, нетороплива,
                                                        И ты готов внимать её поток
                                                                         И восклицать: — О! Как же ты красива.

    Наше современное информационное общество характеризуется не только расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, но и новыми формами общения. К сожалению, технические средства (телефон, компьютер) заменили переписку и уменьшили личные визиты и встречи. Всё это приводит к низкому уровню общения взрослых с детьми.

    Общение ребёнка с взрослым ситуативно. В разных ситуациях ребёнок проявляет себя по-разному. Дети дошкольного возраста гораздо эффективнее учатся друг у друга, нежели у взрослых.

    Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

    Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет собой большие возможности — для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

    Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:

    Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

    Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

    Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

    Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

    Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

    Развитие речи происходит не только в коммуникативной деятельности, но и в других видах деятельности ребёнка. Как вы считаете, в каких ещё? (двигательная, познавательная, игровая, трудовая, художественная, восприятие художественной литературы, конструирование, музыкальная).

    Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему взрослым. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом или родителем.

    Игра «Вопрос – ответ»

    А сейчас предлагаю вам ответить на вопросы.

    Отвечайте, пожалуйста, честно и откровенно.

    - В какую игру играли недавно с ребенком?

    - Если ребенок спрашивает вас о чем-то, ваши действия.

    - Как часто разговаривает с вами ваш ребенок?

    - Как часто разговариваете вы с вашим ребенком?

    - При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?

    - Рассказываете ли вы сказки ребенку?

    - Вы заинтересованы в том, чтобы Ваш ребёнок говорил правильно?

    (Очень приятно, что Вы внимательный и заботливый родитель.)

    А теперь ответье себе честно, Вы считаете, что Ваш ребёнок говорит чисто, внятно, правильно?

    (К сожалению этим могут похвастаться не многие родители. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.)

    - Кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении?

    Выберите из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментируйте свой выбор.

    1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
    2. Общение ребёнка с другими детьми.
    3. Речь взрослого – образец для подражания.
    4. Развитие мелкой моторики рук.
    5. Чтение детской художественной литературы.
    6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

    Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

    Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

    Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? 

    • Воспитание звуковой культуры речи.
    • Формирование грамматического строя речи.
    • Обогащение словарного запаса.
    • Обучение рассказыванию, связной речи.
    • Развитие выразительности речи.

    Работа по развитию речи ребёнка в учреждении дошкольного образования осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

    Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. Отправляясь с ребёнком на прогулку или по дороге в (из) детский сад  Вы, можете:

    • поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года
    • в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает
    • загадать загадку и найти отгадку
    • поискать приметы времени года
    • познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами
    • прочитать стихотворение, вспомнить песенку
    • поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?»«Найди дерево по описанию», и т. д.

    Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

    Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.

    Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

    «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!

    Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;

    Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

    Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;

    Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

    Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?

    - Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник?» «Какого цвета у них было ведёрко?».

    -Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в сказке, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери.

    -Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.

    -Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.

    - Загадайте загадки по сказкам.

    Нашла однажды мышка
    Совсем пустой домишко
    Стала жить да поживать,
    Да жильцов к себе пускать. (Теремок)

    Уходя, просила мать
    Никому не открывать,
    Но открыли дети дверь!
    Обманул зубастый зверь —

    Песню мамину пропел.
    Кто потом козляток съел? ( «Волк и семеро козлят»)

    Чтобы вырвать этот овощ,
    Не хватило деду сил.
    Но пришли ему на помощь
    Все, кого он попросил. ( «Репка»)

    Добрый доктор говорит:
    - Побеждаем мы бронхит
    Корь, простуду и ангину,
    Дифтерит и скарлатину,
    И конечно, с Бармалеем
    Тоже справиться сумеем! ( «Айболит»)

    -В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги — ребенок будет рад любому варианту.

    Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

    А ещё лучше придумать с ребёнком свою сказку.

    Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.»  Для этого лучше использовать пальчиковые игры.

    Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. 

    Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры, чистоговорки

    Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

    • Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематической — правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым;  главное * говорить не торопливо, ясно и громко.
    • Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).
    • Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
    • Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги).
    • Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы. Что это? (Кто это) Какого цвета? — Что есть у зайки? (Что это у зайки) Как можно назвать зайку? — Что можно с ним делать?
    • Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.